Повесть о Митяе

Повесть о Митяе
Повесть о Митяе – летописный рассказ о претенденте на русский митрополичий престол, ставленнике великого князя московского Дмитрия Ивановича. Выдвижение Митяя князем явилось, судя по времени, реакцией на известие о поставлении в Константинополе патриархом Филофеем в митрополиты всея Руси Киприана (1375 г.) еще при жизни митрополита Алексея. Митяй как бы насильно («акы нужею») был пострижен в монахи и сделан архимандритом одного из московских монастырей (1376 г.). До того Митяй был «белым» попом, духовным отцом и печатником великого князя. После смерти митрополита Алексея (1378 г.) по приказу князя Митяй (в монашестве он получил имя Михаил) взял на себя руководство русской церковью и присвоил знаки митрополичьего достоинства. Поскольку западной частью русской церкви в это время управлял Киприан, резиденцией которого был подвластный литовцам Киев, произошло фактическое разделение митрополии «всеа Руси» на митрополии Малой и Великой Руси. После безуспешной попытки водвориться в Москве против воли великого князя (1378 г.) Киприан написал Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому и послал на Русь обширное послание, в котором делал упор на то, что на митрополичьем престоле в Москве находится простой чернец. Чтобы упрочить свое положение, Митяй попытался стать епископом с помощью собора русских епископов. Князь созвал собор, но избрание Митяя было сорвано протестом епископа Дионисия Суздальского, Нижегородского и Городецкого. Митяй вынужден был отправиться для поставления на митрополию в Константинополь простым монахом. Предвидя необходимость сделать заем у католиков или у мусульман, великий князь снабдил Митяя чистыми грамотами, «харатьями», со своею печатью. Поблизости от Константинополя Митяй неожиданно скончался на корабле. Сопровождавшие его послы решили подделать княжеские грамоты и; представить патриарху и императору вместо Митяя одного из них, переяславского архимандрита Пимена, как великокняжеского кандидата в русские митрополиты. С помощью подкупа этот план удался, и Пимен стал митрополитом Великой Руси. Однако же по возвращении на Русь – а к тому времени уже произошла Куликовская битва (ей в летописи посвящен особый рассказ) и митрополичий престол; в Москве занимал приглашенный Дмитрием Донским из Киева Киприан – Пимен был арестован и сослан (1381 г.). Но осенью 1382 г., после нашествия на Москву Тохтамыша (как и Куликовской битве, в летописи ему посвящен отдельный рассказ), Киприан был удален князем из Москвы, а на митрополичий престол возведен Пимен. Последнее, о чем сообщает П., – возвращение Пимена из Чухломы, где он год был в ссылке, но еще не в Москву, а – предварительно – в Тверь. О переводе Пимена из Твери в Москву П. не говорит, что и дает основание думать, что она была создана до этого события, осенью 1382 г. Древнейший вид П. имеет в Летописце Рогожском, Летописи Симеоновской и имела в погибшей Летописи Троицкой. Ее автором был русский летописец, решительный сторонник митрополита Киприана, весьма вероятно, Епифаний Премудрый: в П. обнаруживается ряд несомненных стилистических параллелей к характерным для него приемам письма; как и его Житию Стефана Пермского, П. свойственна ирония над церковными карьеристами. Иронизируя, автор использует образ попа-царя Ивана из Сказания об Индийском царстве. Возможно, что свой окончательный вид, некоторую публицистическую отделку, П. получила под пером самого митрополита Киприана. Ироничность, черты памфлета, ощутимая недоговоренность, оппозиционный политический подтекст и само содержание – история церковно-политических интриг – выделяют эту повесть в древнерусской исторической литературе. Путешествие ее героя в Константинополь – своего рода «антихождение». Обладая публицистическими чертами, П. представляет собой ценный источник для изучения идеологической борьбы в Москве в эпоху Куликовской битвы. В XV в. П. подверглась стилистической обработке (стилистически упрощена) и в нее были влиты записи на ту же тему из летописных погодных статей. В этом виде (вторая редакция) П. находится в Летописном своде Московском великокняжеском кон. XV в., так называемой Ростовской летописи, а также в Летописях Типографской и Воскресенской. В XVI в. при создании Летописи Никоновской возникла третья редакция П. Она создана на основе первой с привлечением Жития Сергия Радонежского; она самая большая и самая красочная из редакций, но также и самая недостоверная, так как редактор существенно расширил текст не столько за счет дополнительных источников, сколько за счет «этикетных» для литературы того времени распространений, чем вольно или невольно исказил смысл произведения (его публицистическую направленность). Ряд других летописей – Ермолинская, свод 1497 г., Уваровская, Львовская, Летописный свод Сокращенный 1493 г., Летописец Владимирский – содержит то или иное сокращение второй редакции. Изд.: Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: (Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы). Л., 1978. Лит.: Прокофьев Н. И. Русские хождения XII–XV вв. // Учен. зап. Московск. гос. пед. ин-та. 1970. № 363. Литература Древней Руси и XVIII в., С. 128–134; Прохоров Г. М. 1) Летописная Повесть о Митяе // ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 30. С. 238–254; 2) Памятники переводной и русской литературы XIV–XV веков. Л., 1987. С. 116–118.
Г. М. Прохоров

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Нужна помощь с курсовой?

Полезное


Смотреть что такое "Повесть о Митяе" в других словарях:

  • Прохоров, Гелиан Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Прохоров. Гелиан Прохоров Гелиан Михайлович Прохоров Дата рождения: 20 марта 1936(1936 03 20) (76 лет) Место рождения …   Википедия

  • Житие Алексея митрополита — – памятник русской агиографии, первоначальная редакция которого датируется XIV в. Существует пять редакций Ж., из которых первоначальная – рассказ «О Алексее митрополите» – содержится в Летописце Рогожском XV в., Летописи Симеоновской XVI в. и… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Киприан, митрополит Киевский и всея Руси — Киприан (ок. 1330 – 16 IX 1406) – митрополит Киевский и всея Руси, писатель, редактор, переводчик, книгописец. По рождению южный славянин, болгарин или серб (произведения XV–XVII вв. называют его сербом), возможно, из тырновской семьи Цамблаков.… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Михаил (наречённый митрополит Киевский) — Архимандрит Михаил (в миру Митяй; ?, Коломна  1379, Византийская империя)  архимандрит московского Спасского монастыря; наречённый митрополит «Великой Руси» (наместник), составитель подборки выписок из «Пчелы правоверия», духовник… …   Википедия

  • Никоновская летопись — Иван IV отправляет Осипа Непею в Англию. Миниатюра Никоновской летописи. XVI век Никоновская летопись крупнейший памятник русского летописания XVI века. Названа по имени патриарха Никона, которому принадлежал один из её списков. Содержание 1… …   Википедия

  • Киприан, митрополит Киевский и всея Руси — святитель, митрополит Киевский и всея Руси. † 1406; память 27 мая/9 июня, 16/29 сентября, во 2 ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Алексий (Бяконт) — Святитель Алексий (икона, 1790 е годы) Митрополит Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям Симеон; ок. 1295 Москва 12 февраля 1378 Москва; сын Фёдора Бяконта)… …   Википедия

  • Бяконт, Алексей Федорович — Святитель Алексий (икона, 1790 е годы) Митрополит Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям Симеон; ок. 1295 Москва 12 февраля 1378 Москва; сын Фёдора Бяконта)… …   Википедия

  • Бяконт, Алексий Федорович — Святитель Алексий (икона, 1790 е годы) Митрополит Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям Симеон; ок. 1295 Москва 12 февраля 1378 Москва; сын Фёдора Бяконта)… …   Википедия

  • Бяконт, Алферей Федорович — Святитель Алексий (икона, 1790 е годы) Митрополит Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям Симеон; ок. 1295 Москва 12 февраля 1378 Москва; сын Фёдора Бяконта)… …   Википедия

Книги

  • Повесть о Митяе, Г. М. Прохоров. Издание 1978 года. Сохранность хорошая. Повесть о Митяе - небольшой летописный рассказ о том, как Дмитрий Донской пытался поставить во главе русской церкви близкого себе человека. Напряжение,… Подробнее  Купить за 460 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»